Программа по снижению административных барьеров породила новые


Январь наступившего года ознаменовался громкими заявлениями премьер-министра Владимира Путина о необходимости активного снижения административных барьеров, которое должно повлечь за собой оживление экономики. «В предстоящие месяцы мы рассмотрим ситуацию с контролем и надзором по оказанию госуслуг во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы, – сказал Путин 19 января на совещании, посвященном сельскому хозяйству. – Необходимо продолжать твердую линию на снижение административных барьеров, повышать прозрачность правового регулирования, избавляться от размытых правовых норм, вокруг которых «кормятся», как правило, всякие жулики». Через десять дней на заседании президиума правительства премьер продолжил эту же линию обсуждением поправок к закону о техническом регулировании. «Новые регламенты должны освободить производителей от избыточных барьеров, подтянуть качество продукции, расширить наши возможности по выходу на мировые рынки, – перечислял Путин ожидаемые от закона положительные эффекты. – И базовая задача новых регламентов – активно способствовать модернизации экономики страны в целом».

Однако вчерашняя дискуссия показала: отрицательных эффектов от «улучшения предпринимательского климата» слишком много, а положительных – слишком мало. «Происходит восстановление дореформенного уровня административных барьеров, и экономика вернулась в болезненное заблокированное состояние», – уверен президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан. Предложенное правительством «лекарство» имело краткосрочный положительный эффект, но в среднесрочной перспективе эффект оказался отрицательным. «И с весны 2008 года нам снова пытаются прописать то же самое лекарство с такими же самыми эффектами», – удивляется аналитик.

На деле оказалось, что инициативу в техрегулировании и саморегулировании перехватили маргиналы, которые боялись потерять рынок, уверен Аузан. В качестве примера он привел ситуацию с рынком соков. «Американцы не смогли войти на рынок напрямую, купили две ведущие российские компании и пролоббировали снижение стандарта ниже европейского уровня, в итоге рынок российских соков резко ухудшился. Маргиналы вошли на рынок через манипулирование техническим регулированием», – считает Аузан.

Аузан высказал сомнение по поводу реальной пользы электронного правительства. «Электронное правительство – замечательная вещь. Но никакая коррупция не уходит при переходе на якобы безлюдную схему. Просто взятки начинают брать не одни чиновники, а другие», – резюмировал он.

Президент Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин, в свою очередь, отметил, что никакое снижение административных барьеров не поможет до тех пор, пока государственный бизнес не перестанет навязывать свои интересы рынку. «Мы можем провести хоть 25 административных реформ, перетасовать ведомства, но это все борьба нанайских мальчиков до тех пор, пока мы не поймем, что государству, если оно регулирует, участвовать в бизнесе не следует», – рассуждает Томчин. Итоги технического регулирования Томчин назвал плачевными, а каждый принятый техрегламент – намеренной дискредитацией самой идеи техрегулирования.

 


Источник: Независимая газета

�������@Mail.ru