8-800-700-46-60

ТПП РФ выступает за разработку техрегламента о безопасности строительных материалов и изделий

По мнению председателя Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергея Пугачева, законопроекты Минстроя России по кардинальным изменениям в области технического регулирования и нормирования в строительстве неоднократно на протяжении 3 лет направлялись в Правительство РФ и возвращались, т.к. не были согласованы заинтересованными министерствами и требовали концептуальной переработки. Последний законопроект по изменениям в федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Градостроительный кодекс РФ был направлен в Правительство РФ 20 декабря 2017 года.

На совместном заседании комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции, состоявшемся 1 февраля,  были обсуждены как данный законопроект, так и существующие проблемы в области технического регулирования в строительстве. По словам Сергея Пугачева, выступающие отметили целый ряд существенных проблем в области технического регулирования в строительстве, таких как, отсутствие технического регламента по безопасности строительных материалов и изделий, затянувшуюся на 7 лет разработку технического регламента ЕАЭС, дублирование и низкий уровень разработки НТД, закрытый характер их обсуждения, конфликт интересов при проведении оценки технической пригодности и стандартизации строительных материалов и многие другие. Также в выступлениях было отмечено, что предлагаемые изменения в федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, не решают указанных проблем, а только усугубляют их.


Кроме того, в выступлениях было отмечено, что законопроект возрождает ведомственное нормотворчество, в результате которого ведомства будут утверждать документы обязательного применения, что противоречит законодательству о техническом регулировании и Соглашению ВТО о технических барьерах в торговле. Предлагается ввести абсолютно новые виды нормативных документов – строительные нормы обязательного применения и строительные правила. При этом разрушается апробированная на практике система сводов правил (СНиП), содержащих как требования, так и увязанные с ними способы расчетов зданий и сооружений. За последние 7 лет на актуализацию сводов правил и соответствующие НИОКР было затрачено почти 2 миллиарда рублей, в т.ч. около 245 миллионов из средств национальных объединений в области строительства, отметил глава Комитета.


Данный законопроект устанавливает, что сведения о всех документах, применяемых в целях соблюдения технических регламентов в области обеспечения безопасности зданий и сооружений, должны быть включены в Федеральный реестр нормативных документов в строительстве по результатам согласования (экспертизы) Минстроя России. Если сведений о документе не будет в Реестре, то такой документ не может применяться при проектировании и строительстве. Это положение распространяется не только на здания и сооружения, но и на строительные материалы, изделия, конструкции и технологии, применяемые в строительстве. Экспертизу, согласно законопроекту, должны проходить все документы по стандартизации, в т.ч. национальные и межгосударственные стандарты, своды правил, уже прошедшие все процедуры разработки, обсуждения и экспертизы, предусмотренные законодательством о стандартизации.


Введение Реестра будет являться существенным административным барьером для разработчиков документов и для применения инновационных строительных изделий и материалов, конструкций и технологий, что также приведет к большим затратам бюджета и будет носить ярко выраженный коррупционный характер.


Законопроект исключает применение индивидуально разработанных проектных решений и специальных технических условий, широко применяемых в строительстве. Это приведет к невозможности реализации большого количества инвестиционных проектов в строительстве, для которых отсутствует или недостаточна нормативно-техническая база, полагает Сергей Пугачев. Законопроект не учитывает наличие принятых и вступивших в действие технических регламентов ЕАЭС, ТС и РФ в области безопасности отдельных групп зданий и сооружений (автомобильных дорог, инфраструктуры железнодорожного транспорта). Законопроект противоречит положениям федеральных законов «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации», Градостроительного кодекса, Договора ЕАЭС и Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.


По словам председателя Комитета, выступающие отмечали резко отрицательные результаты общественного и экспертного обсуждения законопроекта, проведенного в 2015-2017 гг. Принятие технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», разрабатываемого с 2010 года, увязано с внесением концептуальных изменений в Договор ЕАЭС и затягивается на неопределенные сроки. В результате, интересам российского строительного комплекса нанесен существенный ущерб в связи с отсутствием в России технического регламента для строительных материалов и изделий. В отсутствие обязательных требований к строительным материалам и изделиям, рынок завален контрафактной и фальсифицированной продукцией (по отдельным группам продукции их доля превышает 50%), подчеркнул Сергей Пугачев.


В заключение участники заседания предложили руководству ТПП РФ обратиться с инициативой в Правительство РФ по разработке российского технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий». 


Источник: ТПП РФ

�������@Mail.ru